Поиск по этому блогу

среда, 23 марта 2016 г.

Некоторые имена жителей Гомеля 12 века (реконструкция)

Приводим некоторые реконструированные нами личные имена и прозвания жителей Гомеля 12 века, примерно на момент его упоминания в Ипатьевской летописи под записью "в год 1142".

1-я группа. Мирские (домашние) имена.

Вторак ("второй по счёту ребёнок в семье");
Вешняк ("родившийся весной");
Колос (имя-пожелание, а также имя, указывавшее на возможное рождение ребёнка в период, когда зерновые выпускали колосья);
Ждан ("ребёнок, которого ждали");
Беляйка ("светловолосый" или так называемый антропозооним, то есть имя, параллельно использовавшееся для именования человека и животного, в данном случае зайца или кролика);
Нелюба (имя-оберег, то есть обманное имя в значении "нелюбимый ребёнок", а также возможное реальное прозвище);
Бамбиза (прозвище в значении «верзила»);
Сокол (имя тотемного типа);
Зык (имя-оберег или реальное прозвище в значении «крикун», «горлодёр»);
Завьялка (имя-оберег или реальное прозвище в значении «заспанный»);
Волк (имя тотемного типа);
Радимка (экспрессивно-уменьшительная и усечённая форма двухосновного личного имени Радимир).

2-я группа. Местные формы христианских имён.

Сидор (Исидор),
Устинка (Иустин),
Каля (Каллист),
Кондра (Кондрат),
Карп,
Киря (Кирик),
Авдя (Авда или Авдий),
Домна,
Ева,
Евдока (Евдокия),
Зиновия,
Ирына (Ирина).

Материалы из архива А. Ф. Рогалева.

Католический костёл на старом православном кладбище Гомеля. Исчезнувшая могила княгини Ирины Ивановны Паскевич.

Римско-католический костёл Рождества пресвятой Девы Марии на улице Советской возле корпуса № 1 Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины



Здание бывшей церкви Рождества Богородицы в 1970-е годы. На основе этого здания в дальнейшем был сооружён римско-католический костёл. 

Такой была церковь Рождества Богородицы в начале 20 века
**********************

Церковь Рождества Богородицы в старом Гомеле была кладбищенской. Известно лишь то, что вблизи кладбищенской церкви Рождества Богородицы находилась могила княгини Ирины Ивановны Паскевич. Могила не сохранилась.


Обстоятельства последних семи с небольшим лет жизни княгини (И. И. Паскевич умерла 14 апреля 1925 года на девяностом году жизни) и захоронения овеяны легендарным туманом.
Можно предполагать, что фактически беспомощная княгиня доживала свою жизнь в разных местах – у знаменитого глазного доктора Брука, своего воспитанника, или у лесника в бывшей своей пригородной Коренёвской лесной даче, а также у преданной служанки на Ветковской улице в Гомеле.
Последним же пристанищем И. И. Паскевич была комната в доме по улице Карла Маркса (бывшей Жандармской), № 12. Здесь за ней ухаживала женщина («няня» лет сорока), покупавшая за небольшую пенсию княгини продукты и самые необходимые вещи.
В нашей картотеке сохраняются воспоминания некоторых старожилов города, из которых следует, что княгиню хоронили дважды, с интервалом в пять-семь лет.
Погребение должно было состояться в фамильном склепе рядом с мужем, но времена были уже совсем иные, и княгиню похоронили в парке, под березой, с правой стороны Петропавловского собора, рядом с окном, возле которого располагался алтарь Святителя Николая.
Проводить Ирину Ивановну Паскевич в последний путь собралось много народа. Пришли её бывшие воспитанники, и каждый из них почитал за счастье пронести гроб.
Перед погребением в соборе прошла служба по усопшей. Похороны, однако, были бедные. Хоронили княгиню в простом чёрном гробу. На могиле установили плиту с указанием имени, дат рождения и смерти.
Гроб, тем не менее, опустили не просто в землю, а поставили в ящик, надеясь, видимо, что через некоторое время можно будет произвести перезахоронение в фамильном склепе.
Но в печальной памяти 1930-е годы, когда склеп был замурован, собор закрыт, а княжеский парк преобразован в место культуры и отдыха трудящихся, судьба, хотя уже и посмертная, жестоко обошлась с бывшей владелицей и доброй хозяйкой Гомеля.
Её прах перезахоронили на православном крестьянском кладбище, на самой окраине города (ныне – улица Советская, территория Студенческого парка). 

Из книги: А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. - Гомель: Барк, 2006.

Гомель. 1943 год. Центральная площадь в руинах.

Центральная площадь Гомеля после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году

Центр Гомеля на рубеже 19 и 20 веков

Дворец князя Фёдора Ивановича Паскевича

Католический костёл

Торговые ряды на Базарной площади (угол улиц Базарной и Румянцевоской, ныне - Трудовой и Советской) в 1900 году.
Здание железнодорожного вокзала
Мужская гимназия, ныне - один из корпусов Белорусского государственного университета транспорта


Центр Гомеля в 1960-е годы

Вид на улицу Комсомольскую при пересечении её с улицей Советской в 1961 году. Из архива А. Ф. Рогалева.
Улица Победы в 1963 году

Улица Победы в 1968 году

Площадь Труда в 1964 году

Центр Гомеля в 1950-х годах


На центральной улице Гомеля - Советской (в прошлом - Пробойной, Румянцевской) в 1954 году. 
Из архива А. Ф. Рогалева.

На улице Советской в 1959 году

суббота, 19 марта 2016 г.

Эзотерические истоки культа волка в гомельском Посожье и на других территориях

Автор А. Ф. Рогалев
Гомель и гомельское Посожье являлись эпицентром культа волка с давних времён. Волк был культовым животным ещё у населения, жившего в Верхнем Поднепровье в VII–III веках до новой эры и оставившего после себя «следы» так называемой милоградской культуры. В исторических памятниках сохранилось коллективное имя (этноним) этого населения – невры, что значит «люди, народ», исходя из фактов индоевропейских языков.