суббота, 19 марта 2016 г.

Велесовы тайны. Древний Гомель.

В середине XV века в окрестностях Гомеля существовало село Волосовичи, название которого в «Реестре…» 1560 года упоминалось в форме Волосковичи. В 1681 году гомельскому замку принадлежали пахотные поля в урочище Волосково. Скорее всего, данное урочище сохраняло в несколько изменённом виде название прежнего села, исчезнувшего примерно к середине XVII века.
Село Волосовичи (Волосковичи) находилось на возвышенном месте (на «острове»), которое не затоплялось водой во время половодья, примерно на территории современной гомельской улицы имени К. Т. Мазурова, то есть рядом с селом Волотова. Здесь жили "волосовы, или велесовы люди", то есть те, кто поклонялись богу Волосу (Велесу). Первоначально ими были служители культа, особые люди, обладавшие неординарными способностями.
Далее излагаем по тексту новой книги: © А. Ф. Рогалев. Неизвестные страницы истории Гомеля. – Гомель, 2015.

Культ Велеса был распространён в Гомеле и его окрестностях издавна и может уходить своими корнями в бронзовый век и неолит, когда древние люди, занимавшиеся преимущественно охотой, верили в существование хозяина леса и повелителя лесных зверей. Наименование божества – Велес, Волос – в этом плане связывается с волосом, шерстью, шкурой зверей. Сам же Велес (Волос) объявляется тотемным предком древнейших охотников, представлявших его в зооморфном облике, который менялся с течением времени.
Считается, что древнейшим зооморфным обликом Велеса (Волоса) был медвежий облик, поэтому медведь и рассматривается как основная ипостась языческого божества. Велес (Волос) якобы перевоплощался в медведя и являлся людям в облике этого зверя.
При переходе от охоты к скотоводству и земледелию в конце III–II тысячелетии до новой эры изменилась и сущность мыслимого предка (прародителя). Скотоводство развивалось из охоты, из отлова и выращивания дикого молодняка, поэтому и хозяин леса, повелитель зверей становился покровителем домашнего скота, «скотьим богом».
В дальнейшем функции языческого бога Велеса (Волоса) были восприняты, с одной стороны, Святым Власием (по созвучию именований ВелесВолос – Власий), а с другой стороны, Святым Николаем (Николой, Миколой).
В христианскую эпоху «заместителями» Велоса (Волоса) как божества в разных частях большой восточнославянской территории, кроме Святого Власия и Святого Николая (Николы), выступали Святой Василий, Святые Флор и Лавр и Святой Михаил. При этом Святой Николай и Святой Михаил – в западных районах Руси.
♦ Издревле к Святому Николе в Беларуси относились как к Богу, во имя его воздвигали храмы и рассказывали о нём много чудесного. В частности, его иногда наделяли признаками демонического существа, живущего в лесу (!) и являющегося хранителем домашнего скота.
Как установил исследователь Б. А. Успенский, именная форма Микола (Микула) применительно к Святому Николаю возникла в результате объединения (контаминации) имён Святого Николая и архангела Михаила. В культе Святого Михаила можно усматривать несомненные черты языческого происхождения. Одна из них становится очевидной в следующей ассоциации по аналогии: Волос ↔ святой Михаил, Волос ↔медведь, святой Михаил ↔ медведь.
Таким образом, именование сказочного медведя, генетически связанного с образом медведя в древнейших мифах и с культом бога Волоса, Михаиломи Мишкой может быть результатом почитания Михаила Архангела как христианского аналога Волоса (см.: Успенский, Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей / Б. А. Успенский. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. – 248 с.).
В этих построениях несомненной является та часть, которая касается христианской эпохи. Всё то, что относится к дохристианской древности, может быть искусственным гипотетическим построением.
Генезис имени и образа Велеса (Волоса) может быть совсем иным, учитывая параллелизм форм Волос – Велес – Волот – Велет, в которых вычленяется древний индоевропейский корень *vel-e(s), *vol-o(s), *vol-o(t), *vel-e(t), указывающий на магию и присутствующий также в словеволшбаволошба (*vol-o-š-ba).
Кем же был волшебник Волот-Велес? Сказания о великанах известны по всему миру и обусловлены не чем иным, как исторической памятью о прежних людях, отличавшихся от сменившего их населения образом жизни, верованиями, языком, но прежде всего внешним видом. Упоминания о допотопных людях, великих предках и воздвигнутых ими циклопических сооружениях связаны с легендарной Атлантидой и её жителями – атлантами, представителями четвёртой человеческой цивилизации (расы).
Древние атланты остались в исторической памяти человечества именно как великаны, титаны, богатыри, волоты, люди могучего телосложения и очень высокого роста. Вполне реальным представителем расы атлантов можно считать русского былинного Святогора-богатыря. В русских народных сказках действуют такие герои-великаны, как Добрыня, Усыня, Горыня, Вернигора, Вертигора, Валигор, Дубыня, Валидуб, Вырвидуб, Дубодёр, Запривода. Типологически подобной указанным именам великанов является реальная восточнославянская фамилия Вершигора.
Великаны из русских сказок имели добрый нрав и применяли свою мощь только для благих дел, например, при строительстве или освоении местности, а также в сражениях с силами тьмы, защищая добро и справедливость. В белорусских преданиях, записанных в различных местностях, волоты («асілкі») насыпают горы, ворочают огромные камни, корчуют столетние дубы, создают реки и озёра, освобождают из пещер пленников чудовищного Змея.
Современное человечество зарождалось в период могущества и процветания атлантов. Атланты широко колонизировали территории на всех обитаемых континентах. Их эмиссары переселялись со своей основной территории, находящейся сейчас на дне Атлантического океана, в другие земли, смешивались с местными народами (представителями развивавшейся пятой расы) и становились их покровителями и учителями, а в дальнейшем обожествлялись.
Расцвет всех древних культур и государств, известных современной исторической науке, стал возможен на основе глубоких знаний и технических достижений атлантов. Представления о древних божествах у разных народов Земли возникли во многих случаях на основе облика конкретных покровителей-атлантов.
Несомненно, у древних славян и их соседей балтов и финно-угров также были покровители и учителя из Атлантиды. На наш взгляд, один из них явился гипотетическим прототипом языческого бога Велеса (Волоса, Велета, Волота), то есть великана. Заметим, что атланты, являвшиеся, по представлениям древних народов пятой цивилизации, из инобытия, как раз и обладали магическими способностями.
© А. Ф. Рогалев.
Ссылки на автора и публикацию в соответствии с действующим законодательством обязательны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий