вторник, 28 июля 2015 г.

Окрестности Гомеля. У реки Сож. Фотографии Владислава Рогалева.

Рассвет. Левый берег реки Сож напротив Гомеля. Ноябрь 2014 года.
Вблизи Гомеля над рекой Сож в октябрьский день 2014 года.
Апокалипсический рассвет или космический портал. 
Мост через реку Сож. 3 октября 2014 года.

понедельник, 27 июля 2015 г.

Фотосюжеты Владислава Рогалева. Аура улиц и районов города Гомель - утром, днём, вечером и ночью.

Здание городского цирка в необычном ракурсе - на фоне телевизионной вышки и тревожного ночного неба. Время не для цирковых шуток, что ли?..
Улица Портовая
Набережная реки Сож. Ночной пейзаж.
Улица Красноармейская
Ирининская улица
Улица Барыкина
На улице Советской
Тюльпаны на Советской улице
Сельмашевский микрорайон. Перспектива.
У реки Сож
В районе проспекта Октября ночью
Вид на микрорайон Мельников Луг
Вид на микрорайон Волотова
В Новобелицком районе
Вокзал
Вид на Любенский микрорайон
Вид на улицу Жукова
В районе Полесского моста


понедельник, 6 июля 2015 г.

Гомель при фельдмаршале Иване Фёдоровиче Паскевиче и его сыне Фёдоре Ивановиче. Рост города во второй половине XIX века. Его внешний вид к началу XX века.



Из книги: Л. А. Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. (М., 1900). – С. 32–35.



Румянцевская усадьба была приобре­тена покупкой фельдмаршалом Иваном Фёдоровичем графом Паскевичем-Эриванским, князем Варшавским.

Знаменитый покоритель Варшавы и усмиритель восстания был для Гомеля вторым фельдмаршалом владельцем, хотя впрочем сперва только одной части его. Но 6 октября 1837 года император Николай Павлович, путешествуя по Закавказью и ценя победы, одержанные там графом Паскевичем, подписал всемилостивейший указ о пожаловании ему с 1 января 1838 года ещё одной части местечка.

Таким образом по правую сторону Санкт-Петербургской дороги оно отошло в его частное владение, а по левую осталось в военно-инженерном ведомстве. Гомельские жители из крестьян были поручены казенному заведыванию, но с платежом оброка владельцу. Желающим было дозволено выселиться в деревню Якубовку и слободу Спасову с правом продать принадлежавшие им в местечке дома, или же пе­рейти в мещанство и в таком случай остаться в Гомеле на правах вольных людей с платежом определённого чинша за усадьбы.

Вследствие этого, местечко распалось на два района: меньший из них находился в ведении военно-инженерного начальства, а больший во власти управляющих. Этими последними было проявлено много стараний и потрачено средств для придания местечку внешнего блеска, тем более необходимого, что оно сделалось как бы главной военной квартирой, благо­даря пребыванию в нём корпусного командира и частым приездам фельдмаршала.

Владения последнего расширились, в сравнении с Румянцевскими, и вся историческая почва замка и укреплений отошла под княжеский парк.

Дом Румянцевых подвергся роскошному ремонту. В 1838 году 16 мая в нём от имени фельдмаршала был торжественно встречен ехавший на юг великий князь Константин Ни­колаевич, а в 1840 году останавливался с наследником цесаревичем император Николай Павлович, производивший в Гомеле четырёхдневный смотр войскам.

В 1845 году 25 мая он вторично был в Гомеле проездом. В 1851 году он был в третий раз проез­дом, а 6 октября того же года останавливались во дворце великие князья Михаил и Николай Николаевичи.

Следующий 1852 год был для местечка особенно памятным: ле­леянная фельдмаршалом мысль о переводе присутственных месть из Белицы в Гомель была одобрена императором, и 25 сентября 1852 года появился указ о назначении Гомеля уездным городом. 15 марта 1854 года повелено присоединить заштатный город Белицу к Гомелю в виде предместья, а 23 декабря 1855 года ему пожалован особый герб. Управление городским хозяйством поручено шестигласной Думе.



Примечание автора о гербе



Ещё в 1849 году князь И. Ф. Паскевич вёл переписку по этому поводу с могилёвским губернатором М. М. Гамалеем. – Герб города изображает в верхней части старый Могилёвский герб, а в нижней бывший белицкий – рысь, дарованный Белице в знак того, что «таковых зверей в окрестностях сего города весьма много».



В знак особого благоволения к фельдмаршалу император по- велел в 1850 году провести Петербургско-Киевское шоссе именно через Гомель, а затем и первая в России телеграфная линия Петербургско-Севастопольская была направлена через имение Паскевича.

Как и Румянцевы, князь И. Ф. Паскевич покровительствовал развитию города до самой своей смерти, последовавшей 20 января 1856 года.

Ему наследовал его сын генерал-адъютант князь Фёдор Иванович Паскевич, издавна принимающий горячее участие в разрешении Гомельских нужд и вопросов и веским словом и материальной поддержкой.
 Не останавливаясь на деталях дальнейшего роста и преуспеяния города, не всегда представляющих объективный интерес, отметим только важнейшие моменты и причины его.

В 1858 году в городе вместе с Белицей насчитывалось насе­ления обоего пола 13 659 человек; городские доходы составляли 2 740 рублей 981/2 копеек, а расходы 3 064 рубля 191/4 копеек.

За последующие 40 лет численность населения возросла более чем в три раза; городские доходы увеличились в 60 раз; цифра городского долга превысила полмиллиона; общая стоимость зданий (по наполовину по­ниженной оценке городской управы) достигла 3 700 000 рублей и площадь городского поселения расширилась вчетверо.

Где в 1840-х годах было поросшее кустарниками пастбище для лошадей (овраг Гомеюк), те­перь несколько сот домиков; где в 1870-х годах ездили весной на лодках, пахали землю и молотили в овинах, там сейчас бойкие центральные улицы, намеченные для движения в недалеком будущем электрического трамвая.

Православное и католическое кладбища, стоявшие ещё в 1860-х годах на окраинах, теперь очутились на многолюдных улицах, в центре городской суеты, а существовавшие 50 лет на- зад (1850-е годы) старые кладбища – русское (на Липовой улице против железнодорожной боль­ницы) и еврейское (у Бабушкинской школы на Троицкой улице) бесследно застроились.



Из примечаний автора



Приведённые выше данные соответствуют планам местечка Гомеля 1799 и 1830 годов, хранящихся в архиве князя Фёдора Ивановича Паскевича.

Первым городским головою был переведённый из Белицы Мирон Лаппо; затем господа П. Мельников, И. Н. Зубарев и Яндовский. С 1876 года в новой Думе – А. В. Крушевский, Н. М. Осмоловский, барон С. И. Нолькен и А. Б. Станевич.



Сооружение в 1873 году Либаво-Роменской железной дороги и, пятнадцатью годами позднее, Полесской привлекло в город многих предприни­мателей, вызвало учреждение банков, контор и заводов, а вместе с тем изменило крестьянско-обывательский характер старого Гомеля на торговый и маклерский.

В настоящее время трудно предугадать, пойдёт ли развитие го­рода такими поспешными шагами, как это наблюдалось в последнее десятилетие, или несколько замедлится; но есть успокоительные сим­птомы, позволяющие думать, что Гомель вступил на путь здорового нормального роста, при котором не опасны и серьёзные экономические осложнения.

Быть может, ему когда-нибудь суждено играть роль видного фабричного или заводского центра, а до тех пор ни время, ни кризисы не отнимут у него важного коммерческого (или, вернее, комиссионерского) значения, упроченного за ним его несравненным географическим положением: он незаменимое звено в торговом обороте Приднепровского края.

Теперь, когда улеглись национальные страсти, не раз ставившие на карту его существование, и расчёты материального характера взяли верх над прочими соображениями, остаётся только пожелать, чтобы лучшие силы всех элементов его населения были направлены к мирному и полезному соревнованию на поприще образовательного, общественного и промышленного труда.

Л. А. Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. (М., 1900). – С. 32–35.